Росгвардия предложила установить дополнительные основания для отказа в выдаче лицензии на оружие

Ежедневно ведомство фиксирует по два-три эпизода неправомерного использования травматического оружия. Причем в 90% случаев подобные нарушения происходят на фоне алкогольного или иного опьянения. Об этом заявил вчера в ОП РФ начальник Главного управления государственного контроля и лицензионно-разрешительной работы Росгвардии Леонид Веденов. Это, а также множество иных нарушений при пользовании гражданами оружием, по его словам, свидетельствует о том, что назрела необходимость изменения действующего законодательства об оружии и добавления в целях профилактики возможных нарушений новых инструментов государственного воздействия. «Не буду скрывать, что нас стало беспокоить, и на это есть основания, что многие граждане по своему психологическому состоянию вряд ли могут являться владельцами оружия. Поэтому мы полагаем, что перечень требований к лицам, претендующим на право владения оружием, нужно пересмотреть», – заявил он.

В целях снижения количества преступлений и правонарушений в сфере оборота оружия, а также противоправных деяний, совершаемых с его использованием, Росгвардия подготовила ряд предложений, которые в дальнейшем могут стать основой для проектов нормативных правовых актов. Среди ключевых идей ведомства, озвученных Леонидом Веденовым, можно выделить следующие.

  1. Введение лицензионного порядка приобретения списанного оружия на основании лицензий на его коллекционирование, а также обязательный учет этого оружия в Росгвардии (аналогичный порядок может быть введен и в отношении пневматического оружия).
  2. Создание правовых оснований для предоставления Росгвардии сведений о факте постановки владельца оружия на учет по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании, когда такие данные влияют на принятие юридически значимых действий в рамках контроля за оборотом оружия.
  3. Установление дополнительных оснований для отказа в выдаче лицензий на приобретение гражданами оружия. В их числе:
    • наличие в отношении гражданина заключения о невозможности владения оружием в связи с повышенной опасностью нарушения прав и свобод граждан и возникновением угрозы общественной безопасности, подготовленное в установленном Правительством РФ порядке;
    • наличие у гражданина действующей либо снятой или погашенной судимости за тяжкое преступление либо преступление, совершенное в состоянии опьянения;
    • предъявление гражданину обвинения в совершении преступления (до разрешения вопроса о виновности гражданина в установленном порядке);
    • повторное совершение административного правонарушения гражданином, находящемся в состоянии алкогольного опьянения;
    • отказ гражданина от дачи согласия на предоставление в отношении него сведений, составляющих врачебную тайну, о факте постановки на учет в учреждениях здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании в период владения оружием;
    • привлечение гражданина к административной ответственности за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
  4. Введение запрета на хранение, ношение и использование оружия гражданами, которые в силу закона утратили основания владения им, а также соответствующей обязанности сдать указанное оружие в территориальный орган Росгвардии.
  5. Создание дополнительных условий обращения за выдачей аннулированных за нарушение правил оборота оружия разрешительных документов. В частности, предлагается установить, что владельцы оружия могут повторно обратиться за выдачей разрешений при условии прохождения ими подготовки в целях изучения правил безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с ним.
  6. Дополнительно Леонид Веденов упомянул о том, что срок действия разрешений на хранение или на хранение и ношение оружия может быть увеличен с 5 до 15 лет. Предполагается, что это позволит снять избыточные обременения и административные барьеры для законопослушных владельцев оружия, не допускающих нарушений правил его оборота. Эта инициатива сейчас активно обсуждается представителями Росгвардии и МВД России.

    «На мой взгляд, эти инициативы направлены на попытку своевременно изымать оружие у лиц, которые деградировали до того состояния, когда наличие оружия в их руках становится опасным для общества. То есть появится механизм, который позволит изымать оружие у людей, которые стали антисоциальными на каком-то этапе своей жизни. Сейчас такого механизма практически не существует. Тем эти инициативы тем и ценны», – поделился своим мнением член ОП РФ, Председатель Правления Общероссийского отраслевого объединения работодателей в сфере охраны и безопасности «Федеральный координационный центр руководителей охранных структур» Александр Козлов.

    Одобрив концепцию ужесточения требований к владельцам оружия в целом, эксперты, тем не менее, нашли ряд недочетов, которые, по их мнению, следует устранить. Так, руководитель экспертно-аналитической группы Общероссийской общественной организации «Право на оружие» Василий Мазаев отметил, что ни по одному из предложений не дано ни статистики, ни обоснований. Он также обратил внимание на то, что ряд преступлений не подпадают под категорию тяжкого, однако лица, их совершившие, представляют для общества не меньшую общественную опасность. Следовательно, ограничивать перечень оснований для отказа в выдаче лицензии на оружие только лишь совершением тяжкого преступления, уверен он, нецелесообразно. «Например, хулиганство (или грубое нарушение порядка, связанное с использованием оружия) – не тяжкое преступление, как и грабеж. Но мы, получается, даем хулигану и грабителю право на ношение оружия. Здесь, наверное, следует говорить не о тяжких преступлениях, а об умышленных и насильственных действиях – и за это лишать права на оружие», – пояснил он. Согласен с ним и эксперт межведомственной рабочей группы при военно-промышленной комиссии Муслим Шейхов: «Данная ведомством формулировка достаточно расплывчата, к тому же огромное количество преступлений против личности к тяжелым не относятся (например, насильственные действия сексуального характера и др.). Я переформулировал бы это предложение, указав вместо тяжких преступления против личности и конституционных прав граждан».

    Помимо этого, эксперты указали на наличие объективных причин, по которым норма об отказе в выдаче лицензии на оружие в случае судимости за преступление, совершенное в состоянии опьянения, работать не будет. «Сегодня нет законодательного понятия состояния опьянения. Что считать таковым? Этот вопрос должен быть проработан совместно с Минздравом России очень глубоко», – подчеркнул Василий Мазаев. А член Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности, к. ю. н., доцент Валерий Шестаков добавил, что устанавливать такое условие можно, только дополнив норму об обстоятельствах, подлежащих доказыванию по уголовному делу (ст. 73 УПК РФ). «Сегодня следователи и суд обязаны доказывать наличие состояния опьянения только по ст. 264 Уголовного кодекса («Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств»). По другим статьям они это делать не обязаны, поэтому необходимо внести состояние опьянения в обстоятельства, подлежащие доказыванию по каждому уголовному делу. Иначе у нас не будет информации о том, в каком состоянии было совершено преступление», – заключил он.

    Источник: ГАРАНТ.РУ

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *